|
Антоний (Вадковский) (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
В миру Вадковский Александр Васильевич, родился 3 августа 1846 года в селе Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 году получил степень магистра богословия. В 1874 году - редактор академического журнала "Православный Собеседник". В 1879 году овдовел, а в 1882 году потерял двоих детей. 4 марта 1883 года пострижен в монашество архиепископом Палладием Казанским. 6 марта - рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 года - инспектор Казанской духовной академии. В 1885 году перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую духовную академию. С 15 апреля 1887 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 3 мая 1887 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. Еще будучи профессором Петербургской академии, отец Антоний организовал среди семинаристов миссионерский кружок, участники которого шли проповедовать не только в храмы, но и в общественные места, в ночлежки, в тюрьмы. Сам владыка считал проповедь делом всей жизни: лично творил дела милосердия, был создателем и членом многих благотворительных обществ, восстановил практику посещения церковнослужителями тюрем, сам ходил к заключенным, по древней традиции, в Пасхальную неделю. 18 октября 1892 года постригавший его владыка Палладий стал митрополитом Санкт-Петербургским, и уже 24 октября владыка Антоний возводится в сан архиепископа и назначается в новообразованную Финляндскую и Выборгскую епархию. В 1892 году он был избран почетным членом Казанской, Московской и Санкт-Петербургской академий, а в 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории. В 1893 году архиепископ Антоний возглавил комиссию по старокатолическому и англиканскому вопросу. Вопрос о соединении Церквей, в частности о соединении со старокатоликами, был воспринят им с полным сочувствием, но при строгом соблюдении принципа: Православная Церковь, как единственная хранительница Вселенского Православия, не может делать никаких уступок, которые бы содержали отступление от Вселенского Православия. 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1898 года - постоянный , а с 9 июня 1900 года - первенствующий член Святейшего Синода. 22 апреля 1906 года избран членом Государственного Совета. Скончался 2 ноября 1912 года и был погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию. Архипастырь кроткий, терпеливый и непамятозлобивый. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души. В личной жизни был очень скромен и прост во всем. Владыка был известен как духовный писатель и ученый иерарх. Остро переживая современную ему тенденцию разрыва Церкви и светского общества, владыка благословлял и сам устраивал встречи между интеллигенцией и воспитанниками духовной академии. Владыка Антоний был одним из вдохновителей предсоборного движения в Российской Церкви, председательствовал в Предсоборном присутствии 1906-1907 годов, готовившем церковные реформы, в том числе восстановление патриаршества. Его значение в Русской Церкви конца XIX-начало XX века было очень велико, среди многих его учеников был и будущий патриарх Сергий (Страгородский). При этом, владыка Антоний был знаком противоречия, возбуждая как привязанность так и противостояние. Его деятельность, влияние и положение ярко отразились в показательном свидетельстве о нем, данном обновленческим "митрополитом" Вениамином (Муратовским) на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 года в докладе "Как и почему я сделался обновленцем": "Перехожу к моему архиерейству. Я имел великое счастье быть викарием у светлой и блаженной памяти почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Вадковского. Да упокоит Господь его чистую душу! О нем я не будут распространяться: большинство присутствующих знают, что это был за архипастырь, христианин, человек! О нем имеется особая книжка, которую, вероятно, многие из вас читали. Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным. Близкие к нему лица подметили, что если он чем-либо был взволнован, имел привычку крутить правый ус. Одевался он всегда в скромную, черного цвета, одежду, ездил в скромной карете, на колесах, окованных железом. Когда он вступил в управление епархией, то, по ознакомлению с последней, первым долгом почел он обойти все помещения Александро-Невской Лавры, начав с послушнических и кончая помещениями своих викариев. Заметив, что послушники живут скученно в неопрятных келиях, он распорядился последние расширить и отремонтировать заново. Весьма часто, в воскресные и праздничные дни, он имел обычай обедать со всеми монашествующими в братской трапезе. В великие праздники Св. Пасхи и Рождества Христова он имел благочестивый обычай посещать дома заключений, проводя в таковых по нескольку часов, обходя все помещения. Посетил он и, кажется, не однажды Шлиссельбургскую крепость. Из последней взял себе на поруки одного, кончившего курс в Духовной Академии, предоставив ему одну из своих комнат и полную свободу... Кроме того, он за неимением свободного времени, поручил посещать тюремные больницы одной своей попечительнице, имевшей возможность через эту близость облегчить участь заключенных. Сочувствуя обновленческому движению в Церкви, Владыка Антоний с симпатией относился ко всем своим подчиненным пастырям, тяготевшим к обновлению (32, свящ. Петров и др.). Он старался облегчить свободу учащейся молодежи, которая, за свое тяготение к либерализму, подвергалась репрессиям. Защитил б. ректора академии и студентов ее, отслуживших панихиду по Шмидте, вступив в пререкание со всесильным тогда Победоносцевым и членами Синода, относившимися враждебно к тогдашнему революционному движению. Долго он защищал и своего либерального викария, Преосв. Антонина, подвергшись из-за него опале при дворе и потерпевши разные клеветы, исходившие тогда из пресловутого салона не менее пресловутой гр. Игнатьевой, привлекшей в "союз" архп. Николая, архп. Антония (Храповицкого), Серафима (Чичагова), Гермогена и др. Последние однажды дошли даже до такой дерзости, что составили постановление о выдворении митр. Антония из Синода, но присутствовавший на этом "совете нечестивых" архп. Алексий, б. Экзарх Грузии, как ученик Владыки по Академии, предупредил его, и заговор не был приведен в исполнение. Потом выступил против него в печати с "открытым пасквильным" письмом пресловутый доктор Дубровин, - председатель "Союза русского народа". Чего только он в этом письме написал! Не подымается язык, повторить все клеветы. Весь клеветнический материал доставил Дубровину Антоний Храповицкий. В систему таковой привел прот. Восторгов, а подписался Дубровин. Антоний Храповицкий всецело был спасен от посылки в монастырь, после ревизии Московской духовной академии, произведенной Нечаевым, по желанию тогдашнего Московского митр. Сергия, Владыкой Антонием, который убедил членов Синода и Победоносцева перевести его ректором Казанской духовной академии. Когда Владыку Антония убеждали выступить с протестом против Дубровина, он отказался и по-христиански простил его. Тогда воспользовались досужие барыни, начавшие глумиться над ним, понятно, заочно, что раз он не опроверг письмо, - значит он виноват во всем, что написано в этом письме. Дубровин настолько обнаглел, что чрез придворную камарилью принудил, так сказать, митр. Антония отказаться от покровительства еп. Антонину и принять вместо него из Костромы викария Никандра, близкого почему-то этому доктору. Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра. Последний, полюбив невинно оклеветанного архипастыря, сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки. Такого рода выступления против Владыки Антония, всегда сочувствовавшего обновленчеству и терпевшего за это большие неприятности, меня волновали до глубины души, и я всецело встал на его сторону, и, где можно, слабым своим голосом защищал его". Награды • панагия c драгоценными камнями (14 мая 1896). • белый клобук и наперсный крест из драгоценных камней (25 декабря 1898). • бриллиантовый крест для ношения на митре (6 мая 1900). Труды • Поучение в день св. Великомученика Феодора Тирона (17 февраля). "Христ. Чтен." 1889, т. I, с. 451. • "Описание рукописей Соловецкой библиотеки". • "Константин, еп. Болгарский и его "Учительное Евангелие". • Издание нескольких поучений Климента Словенского. • Очерки и исследования (СПБ, 1895 г.). • Речи, Слова и Поучения. (Изд. II. СПБ, 1902 г., изд. III. СПБ, 1912 г.). • Правила относительно наложения церковной эпитимии. • "Две одновременные кончины". СПБ, 1870. • "Поучения Фотия". Казань, 1875. • "Так называемые поучения Феодосия Печерского". • "Древнерусская проповедь в до Монгольский период". • "Смысл пастырства". "Приб. к "ЦВ" 1890, № 25, с. 821-823. • Св. Василий Великий, - его жизнь и проповеднические труда. "Прав. Собес." 1872, май, с. 3-37, 1873, март, с. 390-430, октябрь, с. 121-141. • О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси. "Прав. Собес." 1875, март, с. 284-315, октябрь, с. 57-86. • Критическая заметка на книгу Ф.В. Ливанова "Жизнь сельского священника". "Прав. Собес." 1878, январь, с. 92-132. • Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. "Прав. Собес." 1883, октябрь, с. 131-138. • Слово на собор св. архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. "Прав. Собес." 1883, ноябрь, с. 312-322. • Слово на Новый год. "Прав. Собес." 1884, январь, с. 11-16. • Памятник древне-болгарской проповеднической письменности. Беседы епископа Константина. "Прав. Собес." 1885, март, с. 313-324. • Слово, сказанное на литургии пред погребением П.А. Милославского 20 марта 1884 г. (доцента академии). "Прав. Собес." 1884, март-апрель, с. 421-425. • Ответ на письмо графини С.А. Толстой. "Прав. Собес." 1901, апрель, с. 377.
|
Категория: Светильники Православия | Добавил: Александр (17-Июля-2010)
|
Просмотров: 737
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
|